Для школьников РФ исторически обоснуют присоединение Крыма

крым Министерство образования и науки России опубликовало рекомендации и материалы для уроков, на которых школьникам расскажут об «обоснованности» присоединения к России Крыма.

Среди целей таких уроков — «показать миротворческий и гуманистический характер действий России» на полуострове.

Согласно рекомендациям, одно из обязательных условий проведения урока — цитирование послания президента России Владимира Путина к Федеральному собранию 18 марта, в котором он винил в кризисе вУкраине Запад.

Учителям предложено называть причиной референдума в Крыму то, что власть в Украине захватили «поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы». Точки зрения Киева и западных стран в материалах министерства не упоминаются.

Помимо этого, школьникам расскажут об истории Крыма, обстоятельствах вхождения этого региона в состав Украинской ССР и референдуме об автономии в 1991 году.

Представители сферы образования в комментариях для Русской службы Би-би-си расценили эту инициативу как попытку ввести в школах официальную идеологию. При этом они считают, что не все школы будут дословно следовать рекомендациям.

Без альтернативного мнения

Уроки под названием «Крым и Севастополь: их историческое значение для России» министерство образования предлагает провести в 5-11 классах.

В начале апреля министр образования и науки Дмитрий Ливанов говорил, что они пройдут в мае или в сентябре.

В ходе таких уроков учитель должен будет рассказывать, что присоединение Крыма к России обосновано «с точки зрения мирового права, моральных и этических норм».

В рекомендациях для учителей нет ни слова о претензиях к России властей Киева и западных стран, которые считают, что Россия нарушила территориальную целостность соседнего государства.

Как говорится в документе, своими действиями в Крыму Россия защищала свои геополитические интересы, а также русское и русскоязычное население Крыма.

«В конце 2013 — начале 2014 года в Украине разразился глубокий политико-экономический кризис, приведший к вооруженному мятежу и силовому отстранению действующего президента Украины от власти. При этом власть в стране захватили поддерживаемые странами НАТО праворадикальные и русофобские элементы», — говорится в материалах к урокам.

При этом учителям советуют объяснять, что трудности в отношениях с Украиной носят временный характер, а у России нет агрессивных намерений в отношении этой страны.

В конце урока в 9-11 классах учителям рекомендовано задать контрольный вопрос: «Как Вы оцениваете возвращение Крыма и Севастополя в состав России?».

Учителя команду не выполнят?

«Это откровенное внедрение в школу государственной идеологии. Это вообще-то запрещено Конституцией. В этих рекомендациях уже за учителя сказано, какой разговор он должен вести», — говорит Леонид Кацва, учитель истории в гимназии №1543 на юго-западе Москвы.

Хотя на сайте министерства образования говорится, что рекомендации по урокам о присоединении Крыма не носят обязательного характера, учителям оставляют небольшой простор для маневра, разрешая лишь адаптировать материал под возрастные и психологические особенности учащихся, а также предмет, в рамках которого проводится занятие.

Однако член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов считает, что спуск таких подробный инструкций сверху не означает, что все учителя обязательно будут им следовать.

«Меня всегда убивает расчет, что достаточно дать команду и все ее выполнят. Есть вечное правило, что команда «все вдруг» в школе не проходит, — говорит он. — Кто-то просто отбарабанит, потому что зачем связываться с начальством, но немало умных и честных людей, которые найдут формы рассказать о других точках зрения».

При этом избежать таких уроков школам вряд ли удастся.

«Понятно, что будет происходить. Есть настоятельная рекомендация министерства. Все региональные начальники должны будут ее исполнить. Учителя, независимо от того, что они думают, должны будут хотя бы продемонстрировать активность, отчитаться, сколько часов проведено», — рассказывает Абрамов.

По его мнению, российским властям, столкнувшимся с проблемой легитимизации присоединения Крыма, не стоит пытаться сделать это в рамках школьного образования.

«Я еще могу понять, как можно убедить в том, что это историческая несправедливость, — отмечает он. — Но доказать это убедительно, тем более для школьников, что это соответствует международному праву — это совсем уж трудно, тем более что мировое сообщество пока еще не очень с этим согласно».

«История продолжается, происходит большая беда. И [в такой момент] идти в школу с единственно верной версией событий… Нужно остановиться», — добавляет Абрамов.

Крым как «духовная скрепа»

В ряде российских школ уже прошли уроки по теме присоединения Крыма: они были инициированы партией «Единая Россия» и проходили под названием «Мы вместе».

Некоторые учителя обсуждали с учащимися эту тему по собственной инициативе. По словам Леонида Кацвы, своим ученикам он рассказал о том, как крымскотатарский народ подвергался притеснениям, тогда как «Россия на своем веку выступала как завоеватель».

«Я сказал ученикам: вот спектр мнений, а дальше надо следить за информацией, — подчеркивает он. — Мои школьники говорили, что им это интересно и что в их среде позиции разные».

Тем временем в рекомендациях Минобрнауки дается весьма однозначная оценка истории Крыма.

«Крымский полуостров и город Севастополь, обильно политые русской кровью и овеянные ратной и трудовой славой, вновь оказались со своей Родиной — Россией!» — так в материалах для учителей предложено завершить урок.

В рекомендациях много внимания уделяется тому, как территория современного Крыма связана с крещением Руси. Крым даже называют «форпостом распространения православия в регионе».

«Киевский князь Владимир — креститель Руси, заключает союз с Византией и принимает христианство из рук Византийской церкви именно в крымском Херсонесе. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле», — говорится в материалах к урокам.

«Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества», — продолжают авторы.

Выражение «духовная скрепа» — спорное с точки зрения литературного русского языка — вошло в обиход, после того как его Путин употребил его в послании Федеральному собранию в 2012 году.

Неоднозначная история

В связи с передачей Крыма Украине в 1954 году учителям рекомендуют цитировать Александра Солженицына: «Целая область была вне всяких законов «подарена» капризом подгулявшего султана!»

При этом, как отмечал ранее обозреватель Русской службы Би-би-си Артем Кречетников, такие заявления спорны. Хрущев в то время еще не был единоличным лидером: первым лицом в государстве и общепризнанным преемником Сталина до 1955 года являлся Георгий Маленков, а утверждения о том, что Хрущев решил «подарить Крым» после двух стаканов коньяка, принадлежат к разряду мифов.

В рекомендациях содержится еще несколько утверждений, которые не представляются однозначными.

Например, там говорится, что с момента принятия новой конституции Крыма в 1998 году, где о полуострове говорилось как о неотъемлемой части Украины, в регионе «усиленными темпами шла искусственная украинизация, ущемлявшая права как русского большинства, так и других народов полуострова».

«Одновременно, Киев активно сотрудничал с рядом крымскотатарских организаций, настроенных антирусски, и с Турцией, которая стремится не допустить усиления России в Черноморском регионе», — продолжают авторы документа.

Такая подача материала не согласуется с задачей школ воспитывать толерантность, считает Абрамов. В результате школьники могут начать испытывать негативные чувства как к украинцам и крымским татарам, так жителям других стран, где действия России осуждают.

«Сказав «а», нужно говорить «б». Мол, мы поступили справедливо, потому что там враги. А как иначе это объяснять, тем более детям? Так появляется утверждение, что враги во всем мире», — говорит он.

Источник: Русская служба Би-би-си






Leave a Reply

Ваш email адрес не будет опубликован. Обязательные поля обозначены как *

*